Раньше, да и сейчас, сельская жизнь сильно отличалась от городской. Сказать некстати, непонятное как для горожанина, так и для деревенского жителя — из толкования фразеологизма.
27 апреля — 13 мая 2022
ЦУМ, 2-й этаж
Куратор
Ян Посадский
За две недели пребывания в резиденции время, проведенное вместе, позволило осмыслить смерть привычной для понимания "русской" идентичности в современном отдалении городского человека от природы, создав необходимость перерождения её в нечто новое.
На выставке представлена серия работ в разных медиумах: начиная от муралов, редимейд-скульптур и песчаных инсталляций, до аудиовизуальных механизмов, лайтбоксов, видеоарта и анимаций.
Специфика пост-капиталистического мира — рефлексия на процесс урбанизации городов русского севера — освоение под галерею пространства бывшего магазина одежды в местном ЦУМе.
Плантанкция — проект по озеленению пространства в городской среде.
Мы хотим окружить железную машину заботой и теплом и, в конечном счёте, спрятать её в тени кустарников и цветов.
Наташа Романенко
«Пляж, по которому можно ходить»
Песок, смартфон, видео, одежда, бутылки, бумага, джут, пластик
Жизнь девушки с периферии — образ собирательный, но несёт в себе нарратив, который есть у каждого второго жителя окраин — «уехать нельзя остаться». Уехать в мир большого города, зарыться в пластиковой среде «лучшей жизни», чтобы всё было «не хуже, чем у людей».
Состояние борьбы — тяжести желания вырваться из замкнутого пространства жизни и обстоятельств, которые делают авторку рабыней положения.
Юра Таралов, Света Деткова
«Безликость»
Хлеб, ветки, окурки, гвозди, мох, кости, плесень, стекло, волосы, автомобильные свечи
Это фотоистория с 7 обожжёнными хлебными масками, образ которых взят из аутентичных деревянных масок для празднования Святок в Архангельской губернии.
Их сущность связывает нас с древним язычеством, светом и огнем Архангельской культуры второй половины XlX века.
Маски берут начало в селе и постепенно обрастают пропитанными надеждой, грязью и смертью городскими деталями, теряют свой первобытный ритуальный обрядовый вид, отражают современный облик городской жизни.
Лиза Тюлюбаева, Захар (8 лет)
«Живое/неживое»
Лизе всегда было интересно замечать случайные детали и подсвечивать их, выводить на передний план. Лиза работает педагогом и любит наблюдать за детьми, собирать их рисунки и фразы.
Это что-то простое и понятное, восхитительно очевидное и живое.
Эта работа сделана первоклассником Захаром на уроке окружающего мира. Чистый импульс — между задумкой и реализацией идеи прошли минуты. Мы можем быть свидетелями этого процесса.
Электронное табло, анимация
Бегущая строка – особо распространенный метод рекламы в Архангельске.
Другой рекламный источник — старые газеты Архангельска, наклеенные внутри комнат в заброшенных деревянных домах.
Их заголовки смешны и нелепы, а иногда приводят в ужас от актуальности вопроса. Многие проблемы тянутся из года в год — всё это создаёт ощущение вневременья.
Цитаты из старых газет и домовые орнаменты, найденные на фасадах домов, переносятся в виде анимации на рекламное табло бегущей строки.
Голубе́ц — это традиционное поморское деревянное надгробие в виде «домика», символический дом умершего человека, имевший особое распространение на Русском севере.
Скульптура, по мотивам традиционного Голубца, сделана из обугленных деревянных балок и досок, взятых в заброшенных и сожжённых домах Архангельска.
Это образ русской смерти, потери исконной культуры, деревянной архитектуры и не сбывшихся мирских обещаний.
Настя Калинина
«Ресайкл по-русски»
ЖЭК-арт скульптуры
(дерево, пластик, металл, резина)
Убегая от нарастающей урбанизации, человек в городе пытается сделать пространство вокруг себя живым и дружелюбным — так и появляется ЖЭК-арт.
Очень часто сюжеты и образы берутся из советских сказок/мультиков, славянской мифологии или из окружающей нас природы. Для автора в этом нет художественного замысла — он не питает амбиции стать художником.
ЖЭК-арт — это про чрезмерное потребление, захламление и отсутствие нормальной культуры сортировки и переработки отходов в пост-советском пространстве.
Дарья Орлова
«Беломорские узоры»
Ручная вышивка, ткань, графика, объекты
Оля Титова, Дарья Орлова
«Плантанкция»
Флорариум (стекло, земля, пшеница, овес, модель танка “Mark V”)
Технологический объект на базе микропроцессора ардуино, пьезоэлектрические элементы, электродетали, провода, гизроизоляционная пленка, морская и речная вода, стеклянные бутыли
При создании инсталляции были использованы пьезоэлектрические элементы — передача степени воздействия человека на природу, а также извлечено количество звука, которое передается в воду от внешнего воздействия.
Мы взяли воду в Северной Двине и в Белом Море. Звук собирается в случайно-генерируемые алгоритмы, которые меняют свои значения в зависимости от приближения человека и взаимодействия с инсталляцией.
В инсталляции используются «Звоны северные» Владимира Покровского — представителя школы звонарей Архангельского музея деревянного зодчества «Малые карелы». Таким образом восстанавливается связь человека с истоками его культуры.
Технологический объект на базе микропроцессора ардуино, пьезоэлектрические элементы, провода, электродетали, микросхемы, цепочки
Телесное и технологическое. Диалог с живым.
{elj;ybwf говорит о техно-диалектах, перепрограммирующих вселенную и изменчивых, как агрегатные состояния вещества. Пьезо-датчики при соприкосновении с человеком передают сигналы на диоды и выводят на дисплей значения электрических импульсов от соприкосновения с телом.
Поморы изготавливали панки для оберегов, которые хранили всю жизнь. В Архангельске деревянные дома - памятники культуры нуждаются в защите и сохранении. Объект состоит из элементов, найденных в заброшенном доме и панки, сделанной из дрифтвуда с Белого моря.
"Широка Двина, а Белое море ещё шире. Такой простор, что трещит, волнуется, плещется, переливается в солнечном свете. Мое ледяное сердце в плену у Водной царицы".
Беломорские узоры – это то, что я вижу, когда закрываю глаза. Когда воспоминания, как волны, диктуют свои маршруты, я прошиваю синюю гладь, проживаю нашу встречу заново.
Память, как узор картографии мысли, рассказывает о том, что было, и о том, чего не было”.